Imitatio Dei.

В Рош аШана был сотворен человек, и мы знаем, что сказано: «Сотворим человека по образу и подобию Нашему».
Что это такое – этот образ и подобие, - это можно, наверное, говорить вечно. Я хочу рассказать, что пишет рав Соловейчик в своем эссе «И станете искать оттуда» об идее уподобления Богу, imitatio Dei. Иудаизм придает этому принципу центральное значение "И будешь идти путями Его" (Дварим 28:9) – какой Он, таким будь и ты (см. Сота 14а).
Раз уж Он нас создал по Своему подобию, мы должны это подобие как-то применять. А в чем оно состоит и для чего оно, - посмотрим, что пишет рав Соловейчик.
Прежде всего, я хочу отметить, что, удивительным образом, идею "imitatio dei" рав Соловейчик находит в словах из «Шират аЯм»: «Зе Эли ве-анвеху». Я довольно долго пыталась понять, как из этих слов вытекает уподобление Всевышнему, и в конце концов нашла.
Аба Шауль говорит: анвеху, какой Он, таким буду и я. Он милостив, и я буду милостив. См. Шабат 133а. Комментарий Тора Тмима поясняет: «анвеху» = ани ве-ху, то есть я и Он.
И что же он говорит об этом уподоблении?
Человек жаждет, мечтает приблизиться к Всевышнему, стремится к близости к Нему но Господь – «эш охла», огонь всепожирающий, и приближение к Нему опасно и страшно. Это говорится и о народе Израиля, и так же описывает рав Соловейчик и индивидуальный поиск человеком Бога: человек ищет Бога, приближается к Нему:
«Человек приближается к Богу быстрым шагом, и вся его сущность, обуреваемая мучительными стремлениями, огненной страстью, направлена к своему Любимому. Волна его желания несет его и поднимает ввысь, к Бесконечному. Все его существо тянет его волшебными, сверхъестественными тросами к Богу, источнику всего бытия. Но соединения не происходит. В момент, когда лишь бесконечно малое расстояние отделяет его от предмета его стремлений, и вот-вот он сольется со своим Творцом – его вдруг отбрасывает отталкивающая, отвратительная сила, и она несет его в противоположном направлении на неведомое расстояние. Человек бежит к Богу, но он также и отшатывается от Него в ужасе. Он бежит к Нему, поскольку как же может человек удалиться от Всевышнего и остаться жив? Но он и отшатывается от Него, поскольку как же может человек прилепиться к Всевышнего и остаться жив?»
Об этом и говорится, по мнению рава Соловейчика, в Песне Песней, когда Возлюбленный, после долгого времени ожидания, наконец приходит к своей голубке, а она не открывает ему дверь: «Я ведь уже вымыла ноги…»
Эту диалектику стремления к Богу и отшатывания от Него рав Соловейчик называет также противоречием между стремлением к полной моральной свободе, которое вырастает из человеческой жажды Бога, и покорностью, подчинением Божественному приказу, закону, навязанному человеку против его воли, когда он пытался сбежать от Всевышнего. И в какой-то мере разрешение этого противоречия рав Соловейчик видит в принципе "imitatio dei", уподоблении Всевышнему. Человек как будто бы говорит: если я не могу прилепиться к Богу, соединиться с Ним – ведь Он – «эш охла», не могу быть Его полным, свободным партнером по сотворению мира, я могу хотя бы подражать ему, быть как Он, подражать Его действиям, символизирующим полную свободу.

Матот: Обеты и ранние браки

Недельный раздел Матот начинается с законов обетов.

Читатель, я полагаю, уже обратил внимание на то, что браки 12-летних девочек обсуждаются здесь так, как будто это является обычным и распространённым явлением.

Какое это имеет отношение к современной жизни?

Читать

Евреи в поисках смысла

Евреи в поисках смысла: политическая борьба в Израиле как борьба разных направлений трансформации Национальной Идеи

Еврейская политика неотделима от еврейской традиции и литературы; это верно как для партий, которые эту традицию чтут, так и для партий, которые пытаются от этой традиции уйти.

Наши политические проблемы происходят из проблем интеллектуальных.

Читать
a_y

Собрание синагоги. Июнь, 2016.

Общее собрание синагоги состоится אי"ה на исходе праздника Шавуот
в йом ришон 12 июня в 21:30.

Предлагаемая повестка дня примерно такая:

1. Утверждение собранием и ревизионной комиссией финансового отчета за 2015 год
Витя Гальперин.

2. Дети и родители в синагоге.

3. Библиотека и книжные шкафы
Нахман Паланкер

4. Улучшение интерьера синагоги и устройство двора
Миша Яхилевич

Представленный вариант повестки дня может быть изменен и дополнен.
Просьба в комментариях написать Ваше мнение и предложения.
В случае технических вопросов Вы можете позвонить по тел. 054-5747915

Аркадий Белостоцкий.
look like biz lady

Светлана Алексиевич с лекцией "Тёмная сторона искусства" – 7 февраля в Израиле

Originally posted by gershgoren at post

Светлана Алексиевич – белорусская писательница, журналист и сценарист, лауреат Нобелевской премии по литературе 2015 года, своё первое публичное выступление после торжественной церемонии вручения ей Нобелевской премии проведёт в Израиле.
7 февраля в рамках просветительского проекта "Открытая лекция" Светлана Алексиевич выступит в Тель-Авиве с лекцией "Темная сторона искусства". Именно так определила Светлана Александровна тему своей лекции. И объяснила: "Для меня жизнь немыслимо художественна сама по себе, и как это не жестоко звучит - особенно художественно страдание. Это и есть темная сторона искусства. Там я живу и работаю".
А 7 декабря в Стокгольме, в преддверии церемонии вручения ей Нобелевской премии по литературе за "полифоническую прозу, увековечивающую страдания и мужество в наше время", Светлана Алексиевич прочла на русском языке свою нобелевскую лекцию "О проигранной битве", отрывки из которой приводим ниже.
" Флобер говорил о себе, что он человек – перо, я могу сказать о себе, что я человек – ухо. Когда я иду по улице, и ко мне прорываются какие-то слова, фразы, восклицания, всегда думаю: сколько же романов бесследно исчезают во времени. В темноте. Есть та часть человеческой жизни – разговорная, которую нам не удается отвоевать для литературы. Мы ее еще не оценили, не удивлены и не восхищены ею. Меня же она заворожила и сделала своей пленницей. Я люблю, как говорит человек ... Люблю одинокий человеческий голос. Это моя самая большая любовь и страсть.
Всегда меня мучило, что правда не вмещается в одно сердце, в один ум. Что она какая-то раздробленная, ее много, она разная, и рассыпана в мире. У Достоевского есть мысль, что человечество знает о себе больше, гораздо больше, чем оно успело зафиксировать в литературе. Что делаю я? Я собираю повседневность чувств, мыслей, слов. Собираю жизнь своего времени. Меня интересует история души. Быт души. То, что большая история обычно пропускает, к чему она высокомерна. Занимаюсь пропущенной историей.
Не раз
слышала и сейчас слышу, что это не литература, это документ. А что такое литература сегодня? Кто ответит на этот вопрос? Мы живем быстрее, чем раньше. Содержание рвет форму. Ломает и меняет ее. Все выходит из своих берегов: и музыка, и живопись, и в документе слово вырывается за пределы документа. Нет границ между фактом и вымыслом, одно перетекает в другое. Даже свидетель не беспристрастен. Рассказывая, человек творит, он борется со временем, как скульптор с мрамором. Он – актер и творец.
Меня интересует маленький человек. Маленький большой человек, так я бы сказала, потому что страдания его увеличивают. Он сам в моих книгах рассказывает свою маленькую историю, а вместе со своей историей и большую. Что произошло и происходит с нами еще не осмысленно, надо выговорить. Для начала хотя бы выговорить. Мы этого боимся, пока не в состоянии справиться со своим прошлым. У Достоевского в «Бесах» Шатов говорит Ставрогину перед началом беседы: «Мы два существа сошлись в беспредельности ... в последний раз в мире. Оставьте ваш тон и возьмите человеческий! Заговорите хоть раз голосом человеческим».

Итак, в Израиле Светлана Алексиевич выступит 7 февраля в тель-авивском зале "Бейт а-Хаяль". Этой удивительной женщине есть что сказать, а потому встреча с ней на Святой Земле безусловно станет интересным и значимым событием в культурной жизни Израиля.
Сейчас приобрести билеты на лекцию Светланы Алексиевич по особой цене можно напрямую у организаторов мероприятия – по особой цене можно напрямую у организаторов мероприятия – по телефону: 054-4679080.
Serious

Начать год с правды

Предисловие
Я выступаю в синагоге после длительного перерыва по совету дочери, что надо изредка напоминать, о причинах. При этом, очевидно, текст должен быть таким, чтобы несколько лет не предлагали. Итак, все дело в том, что половине посетителей синагоги не разрешают выступать в это время и место, а только за дверью. К этой безобразной ситуации я вернусь в конце, кто не спрятался, я не виноват!Collapse )Collapse )Collapse )Collapse )Collapse )Collapse )Collapse )Collapse )
Serious

Ангелы рядом

Интересная мысль: создать первую помощь в общине с помощью телефонной аппликации "Ангелы рядом" (Angels Nearby in English).
Регистрируются люди, готовые помочь, далее помогают или просят о помощи.

YNET:
אחד הדברים הכי טובים וחשובים זו הקהילה שבה אנו חיים, הערבות ההדדית שלמרות הציניות עדיין מתקיימת בדרך כלל. ועכשיו, גם הקהילתיות הזו עולה על אפליקציה. כאן אתם נרשמים ומציינים באלו תחומים אתם מעוניינים לעזור. בעת הצורך, בין אם נתקעתם עם פנצ'ר, צריכים טרמפ או רק עשירי למניין, שולחים בקשה לחברים בקהילה ובאים לעזרה. ובפעם אחרת, אתם אלו שמקבלים את הבקשה ויוצאים לעזרה.

интервью Д-ру Марко Аллегро - вредно!

Юра Фрумкин сообщил по рассылке о португальском учёном Д-ре Марко Аллегра, который хочет брать интервью у жителей Маале Адумим для своих исследований о Маале Адумим, которые, по его словам, носят неполитический характер:


Collapse )



Юра написал по-английски, поскольку интервью нужно давать по-английски.

Я хочу всех предостеречь, что считаю неправильным и вредным давать интервью Доктору Марко Аллегра.

Collapse )