mkitross (mkitross) wrote in maaleadumim_ru,
mkitross
mkitross
maaleadumim_ru

Categories:

Синагогальное выступление по разделу "Балак"

Video. Главный герой нашей праши – Билам. Про него, в отличие от многих других, гораздо более нам важных и дорогих героев Танаха, было найдено археологическое подтверждение, что он, действительно, существовал: в 1967 г в Дир Алла, на пересечении рек Иордан и Яббок, была найдена надпись на стене языческого храма, где написано: «провидец Билам бен Беор», датируемая 8 в до н.э.
Но я совсем не об этом. Совместимы ли гений и злодейство? – это вопрос, который мы зададим сегодня. Не обещаю, что ответим.
Герой нашей праши – это Билам бен Беор, и про него говорит Сифрей к Дварим (34:10), где сказано: «Не было больше пророка в Израиле, как Моше, который знал Господа лицом к лицу» - «В Израиле не было, но среди народов мира были. Кто? Билам.» И и Брахот 7а сказано: יודע דעת אליון в нашей праше это значит: умеющий найти момент, когда Всевышний гневается, так сказать, знающий Его настроения. (Это, конечно, еще большой повод для удивления, но я не буду сейчас об этом говорить, а привела это только для того, чтобы еще раз подтвердить, что наши Мудрецы считали, что Билам обладал очень впечатляющими пророческими способностями.) Правда в книге Йеhошуа он презрительно называется hакосем, но это и другие места легко понять: не хочется все-таки после всего, что он сделал, всегда называть его пророком…
Талмуд не скупится также и на поношения Билама. В трактате Авот говорится, что его черты это злой глаз, высокомерие, заносчивость – действительно, это видно по его словам. И ученики его унаследуют Гееном.
Кроме того, Трактат Сангедрин всячески глумится над его именем: Билам – бело ам, шебала ам, Шеба беайр - все, что только можно! Баайр – עיר это осленок. Тот же трактат Сангедрин говорит о нем с явным отвращением: בלאם קוסם באמתו, то есть с помощью своего члена. И Тора Тмима поясняет: это он специально, чтобы оскверниться. То есть, наверное, он надеялся, что так ему удастся напророчить что-нибудь плохое.
И, конечно, сказано в знаменитой мишне перек Хелек:
כל ישראל יש להם חלק לעולם הבא, שנאמר (ישעיה ס) ועמך כולם צדיקים לעולם יירשו ארץ נצר מטעי מעשה ידי להתפאר.
ואלו שאין להם חלק לעולם הבא, האומר אין תחיית המתים מן התורה, ואין תורה מן השמים, ואפיקורוס.
שלשה מלכים וארבעה הדיוטות אין להם חלק לעולם הבא.
ארבעה הדיוטות, בלעם, ודואג, ואחיתופל, וגחזי
Тут, кстати, мы могли бы задать вопрос: а при чем тут вообще Билам? Мы же учили только про Израиль! Но тут гемара говорит: да, вообще-то народы мира –
, и у них שוכחי אלוקים
нет доли в грядущем мире, но Раши уточняет: это те, кто забыли Вс, а те, кто нет – у них есть доля.
Но вернемся к Биламу. Мы уже видим – а главное, мы знаем из дальнейшего – что Билам плохой человек, и сыграл плохую роль в истории Израиля. Проклясть Израиль ему не удалось, но он нашел другой метод: посоветовал Балаку, как можно поймать Израиль в ловушку. И он вообще-то хотел проклясть Израиль. Правда, у него это не получилось, но он пытался. Был готов быть наемным проклинателем. А разве бывают такие пророки? Разве роль пророка – не нести людям слово Бога, направляя его при этом к добру и истине? Или зададим вопрос иначе: разве Всевышний дает пророчество кому попало, разве это не высшая почесть, которую нужно заслужить? Вот, обратимся на эту тему, естественно, к Рамбаму.
Одна из основ веры – знать, что Вс-сильный наделяет пророческим даром людей. Но пророческий дар открывается только человеку очень мудрому, возвышенных душевных качеств, страсти которого никогда не овладевают им, но он сам овладевает страстями по своему желанию, постоянно.
Как же сюда укладывается Билам?
Ну, может быть, он хотя бы ложный пророк? Ложный-то уж точно может быть плохим! Но нет, это у нас тоже все уже описано все тем же Рамбамом и все тем же трактатом Сангедрин. Есть 6 видов ложных пророков:
1. Говорит от имени Бога то, чего Бог не говорил
2. Говорит чужое пророчество как свое
3. Выступающий от имени идолов, даже если сообщает правильные вещи
4. Скрывающий свое пророчество
5. Пророк, ослушавшийся другого пророка
6. Пророк, ослушавшийся своего собственного пророчества
Вроде к Биламу все это не подходит. Впрочем, если идти по Рамбаму, что пророческий дар открывается только человеку очень мудрому, возвышенных душевных качеств – то тогда откуда вообще берутся лжепророки? Такой хороший человек – как же он может делать такие плохие вещи? Ну, во-первых, есть просто жулики. Говорят то, чего Бог не говорил, а врут, что это слово Бога. Но здесь не все так просто. Может быть, человек обладал этими прекрасными качествами, развил в себе пророческий талант – а потом все-таки скурвился, воспользовался им не на благо человечеству. Или он с самого начала, несмотря на мудрость и возвышенность, направил его не в ту сторону? Или, хотя, в принципе, так не должно быть, Вс иной раз посылает нам испытания, чтобы все было не так просто? Оставим этот вопрос неотвеченным, как я и обещала. Что касается Билама, то Рамбам в Море Невухим говорит, что он когда-то был «кошерным», а потом испортился.
Но я хочу посмотреть все-таки на механизм пророчества еще раз. Вот, опять-таки, Рамбам, на этот раз в Шмоне праким: для этого необходимы разум, но к тому же еще творческая фантазия. По Рамбаму поток благодати (שפע) непрерывно изливается на Мир, но восприниматься может только человеком, достигшим совершенства. Человек, достигший степени пророчества, воспринимает поток, наполняется им и начинает изливать его на других. Восприятие потока осуществляется разумом, а передача требует формулировки в словах и образах, что невозможно при отсутствии творческой фантазии.
Как это не покажется удивительным, но в словах Рамбама, приведенных выше о пророках: «Человек, наполненный всеми этими качествами, с полностью здоровым телом», под «здоровым телом» имеется в виду развитая творческая фантазия.
Рамбам отмечает, что люди с разумом, но без творческой фантазии становятся мудрецами, а люди с фантазией, но без достаточно сильного разума становятся поэтами, политиками и др. Можно отметить, что Рамбам поэзию вообще не любил, но здесь, скрепя сердце, признавал на ней право на существование. Ученых же Рамбам ставил очень высоко, считая, что изучение законов природы это, в сущности, то же, что изучение Торы и познание Всевышнего. Но в любом случае, любой вид познания – это прилепление к Всевышнему, к Его великому Интеллекту, и уподобление Ему. Всякий акт познания человека это бесконечно малая частица бесконечного знания Бога, и он совершается благодаря эманации этого деятельного разума от Бога к человеку.
Развитие и совершенствование человека приводит его к способности воспринимать поток (шефа). И после этого, в принципе, можно использовать эту способность в преступных целях. Более того, нравственное совершенство выглядит у Рамбама обязательным, но главное – ум и фантазия. Может, после достижения пророчества, нравственные качества уже не так важны?
Пророчество – высший тип творческого познания, но и другие пути познания, такие как наука и искусство, это тоже формы прилепления и объединения с этим Высшим разумом. Таким образом, у Рамбама можно увидеть параллель с русской культурной традицией, отводящей поэту место пророка.
Теперь мы можем сделать прыжок и попытаться понять, совместимы ли, действительно гений и злодейство. Может быть, даже реакционный, неправильно, на наш взгляд, мыслящий поэт, ухватив вдруг какой-то фотон эманации Всевышнего, пробудит лирой добрые чувства? Композитор-антисемит возвысит нашу душу. Это все возможно; в исторической реальности, однако, такое допущение имеет определенные границы. Есть у Одена стихотворение памяти Йейтса, английского поэта, известного своими националистическими и близкими к фашистским взглядами. (Он умер в январе 1939 года.) В нем 3 части, и во второй части он пишет:
Time that with this strange excuse
Pardoned Kipling and his views,
And will pardon Paul Claudel,
Pardons him for writing well.
Время, коему вольно
смыть с Р.Киплинга пятно
и простить Клоделя в срок,
всё за что прощает слог.
(перевод Бродского, по-моему, не очень удачный)
Клоделя тоже ассоциировали, возможно, несправедливо, с фашистскими взглядами. Тому же он был, видимо, очень плохим человеком, сгноил свою сестру, талантливого скульптора, в сумасшедшем доме. После Второй мировой войны Оден снял эти строчки из стихотворения, этим, видимо выразив идею о том, что Время простит – но не все.
Билам уж точно все сказал очень хорошо. И то, что его слова шли прямо от Всевышнего, даже против его воли, мы это знаем наверняка. Время – оно же Тора – она же еврейская традиция – его не простила. Но его слова c нами, они, конечно же, эманация Великого разума, и мы ими благополучно пользуемся:
מה טובו אוהליך יעקב!
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments