?

Log in

No account? Create an account
Русскоязычная община Маале Адумим
Урок Марины по книгe Ионы и смежным вопросам в Ошанна Раба 
11-окт-2017 05:44 pm
Serious
После Йом Кипура. Книга Йоны: размышления о суде и милосердии.
mkitross
Вот совсем недавно отгремел Йом Кипур, и в Йом Кипур все мы читали Книгу Йоны, а также и много раз 13 мидот. И то, и другое мы читали, надеясь этим чтением побудить Всевышнего к милосердию. Между тем, сам Йона тоже цитирует 13 мидот, и давайте сравним: то ли он говорит, что произносим по махзору мы, и тот ли это текст, который содержится в Торе?
Вот текст Торы, глава Ки Тиса:
שמות פרק ל"ד (פסוקים ה'-ז'): "וַיֵּרֶד ה' בֶּעָנָן וַיִּתְיַצֵּב עִמּוֹ שָׁם וַיִּקְרָא בְשֵׁם ה': וַיַּעֲבֹר ה' עַל פָּנָיו וַיִּקְרָא ה' ה' אֵל רַחוּם וְחַנּוּן אֶרֶךְ אַפַּיִם וְרַב חֶסֶד וֶאֱמֶת: נֹצֵר חֶסֶד לָאֲלָפִים נֹשֵׂא עָוֹן וָפֶשַׁע וְחַטָּאָה וְנַקֵּה לֹא יְנַקֶּה פֹּקֵד עֲוֹן אָבוֹת עַל בָּנִים וְעַל בְּנֵי בָנִים עַל שִׁלֵּשִׁים וְעַל רִבֵּעִים:
Есть различие, Йона не произносит слово «эмет». И что же это значит? Возможно, это поможет нам понять, кто же был этот Йона и в чем было его посланничество, от которого он пытался сбежать.
Начнем с того, кто был Йона бен Амитай. Обратим внимание на его отчество – Амитай, опять это слово Эмет.
А кто была его мать? Мидраш из Ялкут Шимони, говорит, что это была та самая женщина из Мелахим:
Мелахим 1 17 17:24
וַיִּקְרָא אֶל-יְהוָה, וַיֹּאמַר: יְהוָה אֱלֹהָי--הֲגַם עַל-הָאַלְמָנָה אֲשֶׁר-אֲנִי מִתְגּוֹרֵר עִמָּהּ הֲרֵעוֹתָ, לְהָמִית אֶת-בְּנָהּ. כא וַיִּתְמֹדֵד עַל-הַיֶּלֶד שָׁלֹשׁ פְּעָמִים, וַיִּקְרָא אֶל-יְהוָה וַיֹּאמַר: יְהוָה אֱלֹהָי, תָּשָׁב נָא נֶפֶשׁ-הַיֶּלֶד הַזֶּה עַל-קִרְבּוֹ. כב וַיִּשְׁמַע יְהוָה, בְּקוֹל אֵלִיָּהוּ; וַתָּשָׁב נֶפֶשׁ-הַיֶּלֶד עַל-קִרְבּוֹ, וַיֶּחִי. כג וַיִּקַּח אֵלִיָּהוּ אֶת-הַיֶּלֶד, וַיֹּרִדֵהוּ מִן-הָעֲלִיָּה הַבַּיְתָה, וַיִּתְּנֵהוּ, לְאִמּוֹ; וַיֹּאמֶר, אֵלִיָּהוּ, רְאִי, חַי בְּנֵךְ. כד וַתֹּאמֶר הָאִשָּׁה, אֶל-אֵלִיָּהוּ, עַתָּה זֶה יָדַעְתִּי, כִּי אִישׁ אֱלֹהִים אָתָּה; וּדְבַר-יְהוָה בְּפִיךָ, אֱמֶת.
И опять ЭМЕТ, мы видим, что это слово Йона буквально всосал с молоком матери. И еще мы видим, что Йона – почти сын Элияу. Ему важна ЭМЕТ, и он не готов к компромиссам.
Вместе с тем, даже в разгар своих страданий, в рыбе, Йона мечтает:
אַךְ אוֹסִיף לְהַבִּיט, אֶל-הֵיכַל קָדְשֶׁךָ.
А как может быть, что Йона, опытный пророк, думает сбежать от Всевышнего, воздержаться от пророчества?
Комментарий, что он думал, что вне Эрец Исраэль пророчество не дается, может быть легко опровергнуто. Многим пророкам было дано пророчество вне Эрец Исраэль. Даже самому Моше.
Итак, образ Йоны – сионист, «канай», болеющий за народ Израиля и за Землю Израиля. Не случайно его сродство с Элияу.
Позднее Йона появляется в Мелахим Бет 14^25:
כה הוּא הֵשִׁיב אֶת-גְּבוּל יִשְׂרָאֵל מִלְּבוֹא חֲמָת עַד-יָם הָעֲרָבָה כִּדְבַר יְהֹוָה אֱלֹהֵי יִשְׂרָאֵל אֲשֶׁר דִּבֶּר בְּיַד-עַבְדּוֹ יוֹנָה בֶן-אֲמִתַּי הַנָּבִיא אֲשֶׁר מִגַּת הַחֵפֶר: כוכִּי-רָאָה יְהֹוָה אֶת-עֳנִי יִשְׂרָאֵל מֹרֶה מְאֹד וְאֶפֶס עָצוּר וְאֶפֶס עָזוּב וְאֵין עֹזֵר לְיִשְׂרָאֵל:
Мы находим много объяснений отказа Йоны пророчествовать в Нинве. Будучи опытным пророком, Йона знал, что впоследствии Нинве, Ассирия, угонит 10 колен и разрушит израильское царство. Он не хотел быть орудием этого несчастья. А видел он роль своего пророчество по крайней мере двояко: во-первых, Нинве раскается, будет прощена и сможет дальше вредить Израилю; во-вторых, ее раскаяние будет еще к тому же служить на Небесах обвинением для Израиля: вот, даже такие злодеи, как Нинве, раскаялись, а Израиль все упорствует! Мидрашим приводят еще причины, но Йона, собственно, сам называет причину своего нежелания пророчествовать в Нинве, говоря:
על כן קידמתי לברוח תרשישה
то есть, главная причина его нежелания пророчествовать в Нинве – это вообще его неприятие Божественного милосердия по отношению к злодеям. Потому он и опускает слово «эмет». Да, Всевышний проявляет себя как милостивый Г-сподь, готов простить тех, кто хоть ненадолго раскаются. Но Йона этого не приемлет. Поэтому он и пропускает слово «эмет» в 13 мидот.
Сходным образом поступали и другие пророки. Иеремияу опускал слово נורא, Даниэль опускал – слово גיבור.
Йона болеет за Израиль, но и за самого Всевышнего тоже, считая, что это позор для него. Его ревность за Всевышнего перекликается с ревностью его «посаженного отца» Элияу. Мелахим 1 19. Сначала обратим внимание на очень сходное описание его положения:
וַיֵּשֶׁב תַּחַת רֹתֶם אחת (אֶחָד); וַיִּשְׁאַל אֶת-נַפְשׁוֹ, לָמוּת, וַיֹּאמֶר רַב עַתָּה יְהוָה קַח נַפְשִׁי, כִּי-לֹא-טוֹב אָנֹכִי מֵאֲבֹתָ
Но главное - это описание его ревности за Господа:
וַיֹּאמֶר קַנֹּא קִנֵּאתִי לַיהוָה אֱלֹהֵי צְבָאוֹת, כִּי-עָזְבוּ בְרִיתְךָ בְּנֵי יִשְׂרָאֵל--אֶת-מִזְבְּחֹתֶיךָ הָרָסוּ, וְאֶת-נְבִיאֶיךָ הָרְגוּ בֶחָרֶב
И он это повторяет, как мы знаем, два раза.

Но вернемся к Йоне. Неудивительно, что Йоне трудно было понять и принять это милосердие по отношению к жестоким. Совсем другой образ, Моше, защитник милосердия, умоляющий Всевышнего простить народ Израиля, тоже, видимо, не мог полностью постичь это милосердие. Вот он просит:
הוֹדִעֵנִי נָא אֶת-דְּרָכֶךָ
Трактат Брахот говорит, что это просьба понять, как так бывает, что порой злодеи благоденствуют, а праведники страдают. Талмуд приводит различные объяснения, но вот, что отвечает ему Всевышний:
וְחַנֹּתִי אֶת-אֲשֶׁר אָחֹן, וְרִחַמְתִּי אֶת-אֲשֶׁר אֲרַחֵם.
То есть, тебе не понять. Мы видим, впрочем, что Он не говорит:
וחנותי את אשר אחון ואעניש את אשר אעניש
То есть Он уже сразу заявляет некий перекос в Своих путях в сторону милосердия – тот самый перекос, который не устраивал Йону.
Интересно, что в Бамидбар 14:17 Моше сам опускает слово «эмет», но из противоположных соображений: умоляя Всевышнего отвратиться от гнева Своего на народ в прашат Мераглим, он говорит:
וְעַתָּה, יִגְדַּל-נָא כֹּחַ אֲדֹנָי, כַּאֲשֶׁר דִּבַּרְתָּ, לֵאמֹר. יח יְהוָה, אֶרֶךְ אַפַּיִם וְרַב-חֶסֶד, נֹשֵׂא עָו‍ֹן, וָפָשַׁע
Здесь Моше опускает слово «эмет» не в упрек Всевышнему, как Йона, а наоборот, потому что он не хочет напоминать Ему, что у Него есть еще и мера правосудия.
В Санхедрин 111 рассказывается, и эту агаду приводит Раши в своем комментарии к этому пасуку в Бамидбар, что Моше спросил у Всевышнего, когда записывал «долготерпеливый»: это к праведникам? И Всевышний ответил ему: также и к злодеям. Сказал Моше: «Злодеи сгинут». Всевышний ответил ему: поверь мне, что это (долготерпение к злодеям) тебе еще пригодится. И когда совершился грех Золотого Тельца и грех лазутчиков, Моше взмолился к Господу, говоря Ему: Ты ведь долготерпелив, и Всевышний напомнил ему: ты ведь сказал: только к праведникам. И Моше ответил: а Ты сказал: также и к злодеям.
יִגְדַּל-נָא כֹּחַ אֲדֹנָי, כַּאֲשֶׁר דִּבַּרְתָּ
И Моше, хоть он и не сразу к этому пришел, видит теперь проявление мощи Всевышнего именно в Его способности прощать.
Теперь посмотрим, как разговаривает Всевышний с Йоной. Глубокая ирония.
הַהֵיטֵב חָרָה לָךְ
И потом снова:
הַהֵיטֵב חָרָה לָך על הקיקיון
И, конечно, заключительный риторический вопрос, которым заканчивается книга:
אַתָּה חַסְתָּ עַל-הַקִּיקָיוֹן, אֲשֶׁר לֹא-עָמַלְתָּ בּוֹ וְלֹא גִדַּלְתּוֹ: שֶׁבִּן-לַיְלָה הָיָה, וּבִן-לַיְלָה אבד. וַאֲנִי לֹא אָחוּס, עַל-נִינְוֵה הָעִיר הַגְּדוֹלָה--אֲשֶׁר יֶשׁ-בָּהּ הַרְבֵּה מִשְׁתֵּים-עֶשְׂרֵה רִבּוֹ אָדָם, אֲשֶׁר לֹא-יָדַע בֵּין-יְמִינוֹ לִשְׂמֹאלוֹ, וּבְהֵמָה, רַבָּה.
Этим сравнением Всевышний как бы говорит Йоне: ты ничего не понимаешь в жалости. Что ты пожалел? Кикайон? Нет, ты пожалел себя, что тебе стало жарко. Неужели ты можешь рассуждать о Моих свойствах, Моем милосердии – ведь ты в этом ровно ничего не понимаешь!
Параллель с Элияу.
Элияу обращается к Всевышнему после больших подвигов, спасаясь от Изавель. И что он слышит:
מה לך פה, אליהו?
И когда Всевышний уже после того, как выслушал страстное «קַנֹּא קִנֵּאתִי», снова спрашивает его:
מה לך פה, אליהו?
- это уже явно ироническое отношение, показывающее, что Всевышний не в восторге от его ревности, что потом и явно проявляется в том, что ему говорится, что вместо него будет Элиша.
Всевышний как будто пытается показать ему Себя: לא ברוח ולא ברעש , а – קול דממה דקה. Не так легко услышать этот голос и понять его.
А вот еще один персонаж Танаха, который жаловался на пути Всевышнего, теперь уже с противоположной стороны. Это Йов, который не мог принять несправедливого суда Всевышнего
Бава Батра 16 а
אמר רבא בשפתיו לא חטא בלבו חטא מאי קאמר (איוב ט, כד) ארץ נתנה ביד רשע פני שופטיה יכסה אם לא איפו מי הוא אמר רבא בקש איוב להפוך קערה על פיה אמר ליה אביי לא דבר איוב אלא כנגד השטן כתנאי ארץ נתנה ביד רשע רבי אליעזר אומר בקש איוב להפוך קערה על פיה אמר לו רבי יהושע לא דבר איוב אלא כלפי שטן (איוב י, ז) על דעתך כי לא ארשע ואין מידך מציל
И все-таки Всевышний говорит:
כי לא דברתם אלי נכונה כעבדי איוב) אמר רבא מכאן שאין אדם נתפס בשעת צערו
Мы видим из Его ответа Йову, что пути Всевышнего неисповедимы, и Он нам их не открывает, даже Моше.
Книга Йоны заканчивается риторическим вопросом. Вопрос, заканчивающий некую тему, в данном случае – целую книгу Танаха – это всегда указание на некоторую неразрешенность, проблематичность данной темы. Йона, а вместе с ним и мы, так и остаемся с вопросом о путях Всевышнего.
А между тем Тора призывает нас уподобляться Всевышнему:
Вот что пишет Рамбам:
как сказано: «И будешь ходить Его путями.» (Дварим 28-9). Так объясняется заповедь эта: «Как Он называется Милостивый, так и ты будь милостивым; как он называется Милосердный, так и ты будь милосердным; как он называется Святой, так и ты будь свят.». Подобно этому, называли пророки Б-га следующими именами: Долготерпеливый, Многомилостивый, Праведный и Честный, Беспорочный, Могучий и Сильный, и тому подобное – чтобы объявить пути эти путями добрыми и прямыми. И обязан человек приучить себя к путям этим и быть похожим на Него, насколько это ему по силам.»
(Рамбам, Мишне Тора, Законы о нравах 1:6)
Так как же, если Он не открывает нам своих путей? Наверное, выполнять заповеди, которые нам даны, и тогда нам удастся прилепиться к Всевышнему, возможно, все-таки увидеть Его, как удалось увидеть Йову. И мы можем спорить с ним, вопрошать его, как Йона и как Йов. Лишь бы это был מחלוקת לשם שמיים..
Comments 
18-окт-2017 02:08 am
1. Исправь опечатку в заголовке.
2. Он бы открыл Свои пути Моше, Своему другу, если бы, грубо говоря, "Сам их знал". То есть Он, конечно, их знает, но они не алгоритмизируемы и потому не передаваемы. Наши пути тоже не очень алгоритмизируемы. Спросить, например, тебя - "открой мне, Леви, свои пути" - не откроешь, даже если захочешь.
18-окт-2017 05:10 am
1. Исправь опечатку в заголовке. ?
18-окт-2017 10:36 am
Мы видим, впрочем, что Он не говорит: "וחנותי את אשר אחון ואעניש את אשר אעניש"

Милосердие (или, лучше сказать, ****) не разрушает уже созданное эмет, а создает новое эмет; наказание как таковое - "констатация вслух" уже существующего эмет.
This page was loaded ноя 18 2018, 6:07 am GMT.