?

Log in

No account? Create an account
Русскоязычная община Маале Адумим
Одну неделю в году 
6-апр-2010 10:19 am
Serious
Др. Юрий Линец написал к пасхальной субботе: 2009 года – 19 нисана 5769 года
Книга «Шмот» («Имена»)
Отрывок из раздела «Ки Тиса...» («Когда вознесешь...»)

В субботу, приходящуюся на Песах, мы меняем порядок чтения Торы и переходим к разделу «Ки Тиса».
В этом разделе мы обнаруживаем, что в эту весеннюю неделю Тора говорит о двух праздниках: собственно Песах – это 15 нисана, праздничный день, пасхальный сэдэр (особая трапеза) и семидневный «праздник мацот»: «И праздник мацот храни: семь дней ешь мацот, как приказал Я тебе, ко времени месяца авив, потому что в месяце авив вышел ты из Египта» (Шмот 34, 18). Оба эти праздника сливаются во времени, но их именно два.
Песах – праздник свободы. В этот день мы вышли из Египта. Но что тогда отмечаем мы в течение 7 дней праздника мацот? Обычно говорят, что маца – хлеб бедности, пустой без добавок – память о рабстве. Но хлебная закваска не покупается отдельно. Тесто можно заквасить корочкой оставшегося хлеба. Другая версия – вышли очень быстро и не успели приготовить хлеб на дорогу – тоже не выдерживает критики. Евреи знали о точной дате исхода минимум за две недели. Чтобы «аидише мамэ» не собрала деточкам еды на дорогу?
Неожиданным выход был для «примкнувших к ним египтян», но их – меньшинство. Наконец, говорят, что тонкая, хрупкая маца – символ смирения перед Всевышним, в отличие от гордеца – пышного, надутого дрожжевого хлеба. Но следует отметить, что во времена исхода дрожжевой хлеб – это были лепешки типа нынешних пит. Пышные халы – изобретение европейского средневековья, когда легкодоступность дров позволила выпекать хлеб в духовых печах. С другой стороны и мацу в древности выпекали тоже мягкими лепешками, как делают сейчас йеменские евреи. Но, в отличие от современной мацы, которой можно «похрустеть» и месяцы спустя, пресные лепешки съедобны пока теплые и буквально каменеют на следующий день, что не позволяет создавать запасы готовой пищи. Вспомним, что во времена праотцов именно такими лепешками-мацот питался Авраам (и готовил их для гостей – в их присутствии!).
Так что же мы празднуем в «дни мацот»?
Цивилизация древнего Египта – пшеничная цивилизация. Важнейший вклад её в мировую культуру, не потерявший своего значения до нашего времени – изобретение дрожжевого хлеба. Это позволило создавать запасы еды, обеспечивать питание в путешествии и на войне, обеспечивать тех, кто сами еду не производят (врачи, ученые, администраторы), с уверенностью смотреть в будущее. Хлеб можно есть в течение нескольких дней, а потом из него можно делать вполне съедобные сухари.
Еврейский народ проходя по всем странам мира собирает «искры святости» - такие достижения других культур, которые достойны остаться в вечности. Дрожжевой хлеб – именно такое открытие. Но никакие культурные успехи не должны становиться предметом культа. Научившись в Египте многим полезным вещам (не только хлеб и пиво, но и архитектура, и административное устройство и многое другое), мы декларируем свой разрыв с египетской идеологией, египетской нравственностью. Мы всегда рады дрожжевому хлебу, но одну неделю в году мы демонстративно от него отказываемся. Отказ достигает кульминации в седьмой день: «и увидел Исраэль Египет мёртвым на берегу моря» (Шмот 14, 30).
Веселого и кашерного вам Песаха!
Comments 
6-апр-2010 08:23 pm
1. Это все цитата из др. Линеца или твой текст?
2. Поставленный вопрос содержателен и информативен, предлагаемый ответ - так себе. Вроде финала Крейцеровой сонаты (Бетховена).
This page was loaded сент 20 2019, 4:57 pm GMT.